Леша Баженов представил стратегию развития индустрии моды Института Beinopen (вы можете знать эту презентацию с «Гастролей», «Антикризисной конференции» или форсайта НТИ) Александру Аузану – доктору экономических наук, декану экономического факультета МГУ, специалисту в области институциональной экономики. Тот, в свою очередь, порекомендовал Леше несколько книг и статей, которые могли бы усилить разработанные тезисы и добавить им академического весу. Нам захотелось поделиться подборкой и комментариями Аузана к ней с вами – вместе ж будущее индустрии строим.
️Теория праздного класса, Торстейн Веблен
Торстейна Веблена считают первым институциональным экономистом. Эта книга, небольшая, очень остроумная, была написана еще в конце 19-го века. В ней нет слова «мода», но она вся про моду, потому что в ней Веблен отвечает, например, на такие вопросы: почему женщины одевается ярче, чем мужчины; почему священники носят длинные одеяния; почему жены людей среднего класса надевают в театр бриллианты; почему рабочие некоторых профессий пьют больше остальных. Он все это объясняет с точки зрения такой, я бы сказал, ценностно-поведенческой установки. Его идеи остаются фундаментом в теориях спроса потребительского поведения. Все говорят о демонстративном потреблении благодаря ему.
️Принятие решений в неопределенности, Даниэль Каниман, Пол Словик, Амос Тверски
️Думай медленно… Решай быстро, Даниэль Каниман
️Nudge. Архитектура выбора. Как улучшить наши решения о здоровье, благосостоянии и счастье, Ричард Талер, Касс Санстейн
С точки зрения современной институциональной теории, человек не в состоянии переработать те объемы информации, которые имеет, чтобы принять рациональное решение. Это исключено. У него ограничены когнитивные способности, он недостаточно умен, быстр и т.д. Выходом для него является так называемая «ограниченная рациональность» – это теория Герберта Саймона. Но я бы уже смотрел не его работы, конечно, а то, что в XXI веке появилось: Канемана, Тверски, Талера – все нобелевские лауреаты. Суть их идей в чем: поскольку человек не может принять действительно обоснованное решение, он меняет постановку задачи на такую, которую он способен решить. А какую задачу он способен решить? Задачу выбора способа выбора.
Вот Веблен фактически говорит, как человек может выбрать другой способ совершения выбора. Он либо покупает самое дорогое и считает, что это качественно, либо то, что покупают другие, следуя большинству, либо следует принципу сноба и покупает то, что не покупает никто. И только четвертый вариант – это рациональный выбор, который человек делает, но очень редко. Например, когда он читает какой-нибудь consumer report или смотрит рейтинги, выбирая автомобиль. Вот там может быть в какой-то мере рациональный выбор.
️Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм, Джордж Акерлоф
Джордж Акерлоф получил Нобелевскую премию в 2001 году, а за 30 лет до этого он опубликовал очень странную статью, по поводу которой были страшные разногласия. Статья та была про рынок подержанных автомобилей. Лимоны – это плохие, но блестящие подержанные автомобили. А сливы – это хорошие. И вот он доказал, что, если потребитель не в состоянии оценить качество продукта, то в конкуренции на таком рынке всегда побеждают лимоны. Т.е. всеобщее представление о том, что конкуренция – это хорошо, не верно. Акерлоф показал, при каких условиях можно исправить это явление ухудшающего отбора – мне кажется, вам пригодится это понятие. Превращении бренда в комьюнити – это довольно важно с точки зрения, на мой взгляд, решения проблем ухудшающего отбора. Знаете, как Акерлоф предлагал решить эту проблему? Нужно ввести гарант: например, частную гарантию, что тот, кто вам продал автомобиль, его ремонтирует, если он в течение определенного срока выйдет из строя. И тогда у вас выровняются цены, исчезнет ухудшающий отбор. В общем, нужны доверительные отношения. С брендом-комьюнити вы фактически решаете проблему ухудшающего отбора.
beinopen_институт
5508